Дотронуться до молнии, силой крика зажечь лампочку, простым движением руки создать облако, поднять машину весом 300 килограмм… С головой окунулись в удивительный мир науки дети из малообеспеченных семей и дети с ограниченными физическими возможностями в день рождения Альберта Эйнштейна.
14 марта «Музей занимательных наук Эйнштейна» отпраздновал 135-летие со дня рождение великого физика. Хороший повод, чтобы вспомнить гения и познакомиться с различными фактами его биографии, научными открытиями, теориями, которые перевернули мир!
С утра и до позднего вечера в музей приходили группы школьников (в основном это дети из детского дома, из социально неблагополучных и малообеспеченных семей), которых встречал лично Эйнштейн со своей юной помощницей.
– Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки… И Егорка и Федот, и Гаврила с Михаилом, и Наталья с Акулиной, и Серёжка и Антошка, и Светлана и Оксанка, и Денис и Игорёк, и Кирилл и Василёк, – поприветствовал гостей физик-теоретик, один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года, новый преображённый Альберт Эйнштейн 21 века (так представила артиста, исполняющего роль Эйнштейна, его юная помощница).
Детей поделили на две команды – «Электроники» и «Синхрофазотроники», которым вместе с экскурсоводами предстояло погрузиться в удивительный мир науки, сделать свои открытия, став настоящими учёными.
Знакомство с музеем началось с «Тёмной комнаты», в которой ребятам показали бесконечный туннель (принцип действия таков: лампочки в двух зеркалах создают эффект бесконечности), позволили прикоснуться к молнии в стеклянном шаре, а также рассказали, почему мы видим разные цвета.
– Понятия «цвет» и «свет» разные. Свет – электрическое тепловое излучение, а цвет – это то, что воспринимает наш мозг. Так вот, цвета в природе не существует. Есть разная интенсивность света и разная длина волны. И каким образом будет распространяться свет и как он будет попадать на поверхность, так мы и воспринимаем разные цвета. Женщины намного лучше разбираются в цветах, поскольку ген, отвечающий за красный цвет, расположен в хромосоме X, а у женщины их две. Поэтому мужчины могут быть дальтониками, а женщины – лишь очень маленький процент, – рассказала экскурсовод Анастасия.
«Музей занимательных наук Эйнштейна» открылся в нашем городе совсем недавно – с октября прошлого года. Главная его идея – доказать, что такие сложные науки, как физика, химия и математика, могут быть увлекательными, понятными и интересными.
Посетителям можно не только трогать экспонаты, но и переворачивать их, тянуть, бить, а также испытывать на себе. Например, можно сидеть, стоять и даже лежать на острых гвоздях; можно почувствовать себя беременной женщиной, надев специальный жилет; раскрыть секреты иллюзионистов; собрать мост без единого гвоздя и многое другое.
– Детям интересно посмотреть эффект от проделанных опытов. Мы ушли от скучного подхода подачи теории, которая даётся в школе, и сделали изучение физики занимательным и увлекательным не только для детей, но и для взрослых, введя интерактив в обучение. Кроме того, экскурсоводы подбирают форму подачи информации в зависимости от возраста: малышам в наиболее простой форме доносят, старшеклассникам и взрослым с более серьёзной точки зрения объясняют принципы действия представленных экспонатов, – рассказывает специалист по связям с общественностью «Музея занимательных наук Эйнштейна» Лия Щербакова.
Особый восторг у детишек вызвал социальный экспонат – «Курильщица Смоки». Его смысл состоит в том, чтобы наглядно продемонстрировать вред курения.
Выглядит он так: маленькая кукла со специальным отверстием во рту, снизу прикреплена трубка. Над ней установлена вытяжка. В рот Смоки вставляется и зажигается сигарета, и, нажимая кукле на живот, мы видим, как она с лёгкостью выкуривает её. Тем временем из трубки выделяется капля смолы.
«Бедная девочка», – прозвучал детский голос из толпы. И действительно, бедная. Курит целыми сутками напролёт! А рядом с ней стоит банка, полностью наполненная смолой. Столько выкурила Смоки за год (360 пачек сигарет).
Детям рассказали, как устроен организм человека, наглядно продемонстрировав длину кишечника (ленточку длиной шесть метров растянули на весь зал).
Затем запустили мультмашину, создающую иллюзию движения за счёт быстрой смены кадров. Прибор был придуман более 200 лет назад.
Наглядно показали и принципы действия маятника, «вечного двигателя», рассказали о «внут-реннем мире» фортепиано, о том, как силой крика зажечь лампочку, а простым движение руки создать облако. Кстати, экспонат, создающий облака, называется «ящик Вуда». Внутри тумбы квадратной формы – дым. На верхней поверхности тумбы установлена подвижная мембрана с круглым отверстием. Ударяя рукой по мембране, мы выталкиваем из ящика массу воздуха вместе с дымом. Эта масса, скользя посреди окружающего неподвижного воздуха, увлекает его в вихревое движение и сама заворачивается в кольцо.
Радости детишек не было предела, когда им удалось поднять машину весом 300 килограмм благодаря полиспасту – это грузоподъёмное устройство, состоящее из шести подвижных и шести неподвижных блоков, огибаемых верёвкой, позволяющее поднимать грузы с усилием в несколько раз меньшим, чем вес поднимаемого груза.
И вот, когда экскурсия уже подходила к концу, детишек ждал ещё один сюрприз – «Шоу сумасшедшего профессора Николя».
Опыты с сухим льдом, сладкая газировка своими руками, которую дали попробовать всем гостям, пар, поднимающий настроение, праздничный выстрел пробкой… Сумасшедший профессор приехал в музей, чтобы продемонстрировать школьникам, что химия очень интересная наука.
Кстати, опыты отнимают много сил и энергии, поэтому для детишек были подготовлены угощения – пицца и сок.
Ну и какой же день рождения без огромного торта! Задули 135 свечей школьники вместе с главным виновником торжества Эйнштейном. После чего прозвучало троекратное «Поздравляем!» в честь нобелевского лауреата.
Алиса ВАРТАЗАРЯН. Фото автора |